Невыполнение (по имеющимся данным) «Национальным советом по оценочной деятельности» (НСОД) предписаний закона блокирует работу тысяч организаций. Надолго ли? Неизвестно, но последствия скоро проявятся.
По законодательству РФ в некоторых случаях отчеты оценщиков должны подтверждаться экспертным заключением саморегулируемой организации (СРО), в которой состоит оценщик. Например, при проведении государственной кадастровой оценке земли или имущества при банкротстве организации.
Для приведения оценочной деятельности к мировым стандартам в законе от 28.12.2010 N 431-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» был прописан ряд условий, позволяющих осуществлять экспертизу отчетов оценщиков. Часть полномочий по разработке стандартов оценки, работы оценщиков и их квалификации переданы Национальному совету по оценочной деятельности (НСОД) под руководством Минэкономразвития.
С 1 июля 2012 г. вводятся новые обязательные требования для экспертов СРО. Согласно ст. 16.2 закона 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» экспертом признается член СРО, сдавший единый квалификационный экзамен и избранный в экспертный совет общим собранием участников. В ст.ст. 21.1, 21.2 Закона, устанавливаются общие требования к экзамену и аттестату эксперта. Разработка требований, стандартов, формы аттестата и других деталей делегируется НСОД. В том числе, само проведение аттестации и установление суммы оплаты.
За полтора года НСОД разработал следующие документы, касающиеся именно экспертов:
• Стандарт «Требования к уровню знаний эксперта саморегулируемой организации оценщиков». (ФСО № 6) (Утвержден Приказом Минэкономразвития РФ от 07.11.2011 № 628);
• «Порядок формирования аттестационной комиссии Национального совета по оценочной деятельности» (Утвержден Приказом МЭР РФ от 31.01.2012 № 37);
• «Порядок проведения и сдачи единого квалификационного экзамена» (Утвержден Приказом МЭР РФ от 22.02.2012 № 80);
• «Требования к специальному программному обеспечению, разрабатываемому и используемому Национальным советом для целей проведения единого квалификационного экзамена» (Утверждены Приказом к предыдущему пункту);
• «Типы, формы квалификационных аттестатов, порядок их выдачи и аннулирования» (Утверждены Приказом МЭР России от 26.03.2012 № 152);
• «Порядок ведения реестра квалификационных аттестатов Национальным советом» (Утвержден Приказом к предыдущему пункту).
Однако, предусмотренный Законом «План проведения единых квалификационных экзаменов», похоже, разработан не был (нами не обнаружен). По нашим сведениям аттестация специалистов не проводилась. Наши запросы, отправленные в НСОД и несколько СРО – учредителей НСОД остались без ответа.
Таким образом, после 1 июля 2012 г. некому проводить экспертизу отчетов оценщика, поскольку нет легитимных специалистов. А в случае проведения данный документ изначально незаконен, поскольку будет подписан неуполномоченным лицом.
Кадастровая переоценка земли (согласно Закона об оценочной деятельности) должна проводится каждые пять лет и подтверждаться экспертизой отчетов об оценке. На основании кадастровой цены оформляются сделки с недвижимостью, платится налог на землю. Про последствия невозможности провести экспертизу можно только фантазировать.
На основании ст. 130 «Закона о несостоятельности (банкротстве)» из-за отсутствия экспертного заключения будет блокирована на неопределенный срок реализация имущества должника, и, как следствие, выплаты кредиторам, в том числе зарплата работникам, налоги государству и т. д.
Обязательную экспертизу предполагают также многие положения закона «Об акционерных обществах».